В данной статье я хочу продемонстрировать принцип выбора, о котором писал Рената Салецл в своей книге «Тирания выбора». Я заранее прошу не воспринимать всё написанное далее чересчур буквально.
Предположим, у меня есть оральное влечение. Я прихожу в магазин и вижу полку с сочными сосисками. Но как же их выбрать? Я же никогда не пробовал и тем более не покупал никаких сосисок. Допустим, я когда-то пробовал их в детстве, и я буду выбирать свои сосиски, основываясь на любимом вкусе детства. Но как же испробовать эти аппетитные сосиски, не обнажив упаковки? Да это же невозможно! И к тому же я не могу почувствовать их вкус, дабы сравнить их с запахом детства.
Что же я могу предпринять? Мне остается лишь полагаться на своё внутреннее чутьё. Итак, мы имеем разный ассортимент сосисок разной ценовой категории. Я понимаю, что самые дешёвые сосиски будут самыми невкусными, как моём обзоре «Сосиски за 30 рублей». Может быть мне купить вкусные и качественные сосиски, на которые у меня не хватит денег? Исходя из этого у меня остается что-то среднее между этими ценовыми категориями. Я исключаю половину товара, не подходящего моим критериям, но передо мной всё равно остается большой ассортимент. Чем же я буду руководствоваться? В нашем случае значение имеет каждая мелочь: от состава до фешенебельной упаковки. Однако состав вряд ли кто-то будет читать, поскольку человеческий взгляд пока не способен разглядеть настолько мелкий шрифт.
Упаковка является довольно субъективным критерием, и я её буду сравнивать скорее с упаковкой из детских воспоминаний, которую я видел ранее. Если всё-таки я раскошелюсь на эти сосиски и они мне понравятся, то с большей долей вероятности в будущем если я увижу такую упаковку, либо идентичную ей я скажу, что данные сосиски очень даже вкусные. Даже если я не пробовал те сосиски, которые я буду покупать в другой упаковке, идентичной предыдущей, ведь у меня в голове уже остался отпечаток предыдущих вкусных сосисок.
Именно поэтому, заходя в отдел с молочными продуктами, вы видите одинаковый дизайн, который задают крупные производители. Всё это сделано не просто так и вы можете сами себе сказать – «Чёрт возьми, выбор уже сделан». Но выбор сделан не мною, а вместо меня, и здесь я начинаю испытывать страх и тревогу. Я сталкиваюсь с проблемой выбора наилучших сосисок. Я полагаюсь на своё чутьё и беру совершенно рандомные сосиски «Молочные».
Теперь добавим немного деталей. Представьте, что рядом со мной находится моя любовница, перед которой я хочу показать всю свою состоятельность, но сосиски за 250 рублей не входят в продуктовую корзину успешного человека, и по крайней мере для меня они окажутся достаточно дешевыми. Разумеется, в этой ситуации я буду смотреть в сторону дорогих сосисок, нежели дешёвых. В данном случае я буду рассматривать более дорогие сосиски средневысокого ценового диапазона. Мне покажется, что дорогие сосиски лучше, но в действительности мы никогда не пробовали и не сравнивали премиум сосиски с сосисками эконом класса. И более того, я не удовлетворяю своё оральное влечение, а скорее занимаюсь фарсом перед девушкой, теперь эта ситуация обретает иное значение. И в данном случае это превращается в определённый брачный ритуал по привлечению самки.
Что же повлияет на мой выбор? Случайность! Даже логика тут не при чём. Никто не сравнивает состав, ведь при упоминании регулятора кислотности Е150 кто-нибудь поймёт о чём речь? Большую роль играет случайность и выбор, который я делаю в пользу похожего, что мы нашли ранее. Если бы эти сосиски выглядели бы как те самые сосиски из детства, то я бы купил их в независимости от их стоимости. И вы можете подставить на это место кого угодно и что угодно. Мы делаем такой же выбор, мы абсолютно не знаем других людей, для нас они обычные сосиски.
Многие парни скажут, что у каждой девушки есть «цена ухаживания». Кто-то слишком дорог, кто-то слишком дёшев. Мы выбираем что-то среднее и мы не понимаем почему мы это выбираем. Но мы пытаемся найти тот самый образ детства, образ матери и стараемся вернуть детство. Это удивительно, когда обычные сосиски заставляют задуматься об обычном мироустройстве.